Познание окружающего мира
Основная задача занятий познания мира ребенком - формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Занятия 2 раза в неделю по ознакомлению с окружающим включают в себя:
-
Ознакомление с явлениями социальной жизни;
-
Ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
- Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают прогнозировать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и их взаимодействиями, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
Занятия окружающим миром обеспечивают:
-
формирование познаний о мире у ребенка, его целостной картины;
-
развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
-
ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
-
формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении ("Я и взрослый", "Я в семье", "Я в детском саду", "Я на улице"), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);
- формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни.
-
Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их функции и назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.
-
Знать, что предметы сделаны руками человека.
-
Уметь рассказывать о личностных и деловых качествах родителей.
- Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.
-
Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице, необходимые для труда, игры, рисования; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.
-
Уметь рассказывать о прошлом и настоящем предметов.
-
Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
-
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей.
-
Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе).
-
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
-
Уметь рассказывать о личностных и деловых качествах человека труда.
- Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).
- Знать, что предметы – это творение человеческой мысли.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
-
Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
-
Иметь представление об истории создания предметов.
-
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
-
Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
-
Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности – защищать Родину.
-
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
-
Иметь первичные представления о школе, библиотеке.