Yandex
Спортивный детский сад 3+
Семинар-практикум «Стили воспитания и их последствия» фото Семинар-практикум «Стили воспитания и их последствия»

Семинар-практикум «Стили воспитания и их последствия


1. Знакомство с родителями

2. Планирование встречи

3. Обсуждение вопроса:

Какие стили родительского стиля воспитания вы знаете?

4. Теоретическая часть

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для родителей система приемов и характер взаимодействия с детьми. Существуют несколько классификаций стилей семейного воспитания, мы рассмотрим одну из них, где в основе заложено два критерия.

  • Уровень эмоционального принятия ребенка родителями.

  • Уровень контроля со стороны родителей.

Сочетание этих критериев и дает в результате четыре стиля семейного воспитания: 

1. «Семья - крепость» - ЗАПРЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ: авторитарный стиль,

2. «Семья - сад» - ЭФФЕКТИВНЫЕ РОДИТЕЛИ: демократичный (сотрудничество), авторитетный стиль.

3. «Семья – третий лишний» - ЧРЕЗМЕРНО РАЗРЕШАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ: попустительский, либеральный стиль.

4. «Семья - санаторий» - ГИПЕРОПЕКАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ: гиперопекающий стиль

Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.

1. Запрещающие родители (авторитарный стиль) 

устанавливают жесткие принципы воспитания и требуют строгого подчинения своей власти, на фоне холодного эмоционального отношения к ребенку. 

Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. 

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

При таком отношении общение ребенка с родителями строится по принципу «начальник – подчиненный». В семье присутствует разного рода насилие над ребенком.

Девиз воспитания: «Сделай так, потому что я так тебе говорю», «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». 

Последствия (результат воспитания). Дети обычно послушны и сдержаны. Проявляют склонность к эмоциональной негибкости, замкнутости, тревожности, у них отсутствует любознательность, есть вероятность развития различных зависимостей.

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. 

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

  • Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
  • Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
  • Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
  • Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).
  • Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». 
  • Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. 
  • Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

Дополнительно для подростков:

  • Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие «хозяина». Не трогайте его личные вещи. 
  • Не подслушивать телефонные разговоры. 
  • Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
  • Станьте терпимее к недостаткам подростка. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре.

2. Эффективные родители (авторитетный, демократический стиль)

придерживаются твердых и последовательных форм воспитания в сочетании с любовью и принятием. Такие родители сопоставляют свои собственные права с правами своих детей. Они контролируют поведение детей, но в заботливой, чуткой и невластной манере. Они поощряют детей поступать ответственно, обдуманно и принимать самостоятельные решения.

Авторитетный стиль воспитания.  Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. Используя авторитетный стиль семейного воспитания, родители признают ребенка как автономную личность, используют демократический стиль общения и готовы к изменениям системы требований при увеличении компетентности ребенка. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и вербальная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Девиз воспитания: «Сделай это по следующей причине».

Особенности

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

Основные характеристики этого стиля:

  • взаимоприятие; 
  • взаимоориентация. 

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку; 
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; 
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; 
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия (результат воспитания).  При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка.

Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

3. Чрезмерно разрешающие родители (попустительский, либеральный стиль)

предоставляют детям слишком много свободы, не требуют от них ответственности за свои поступки («он же еще маленький»). Дети имеют права как у взрослых, но мало обязанностей.

Особенности

Либеральный стиль воспитания. А вот при либеральном стиле семейного воспитания контроль практически отсутствует. Родители ребенка любят, эмоционально тепло его принимают, но считают, что ребенок сам до всего дойдет и ставить какие-то рамки и устанавливать правила взаимодействия нет необходимости. Ребенку все позволяют и все прощают. Он же ребенок! И, несмотря на полную свободу и собственный опыт дети не учатся брать на себя ответственность, ставить и добиваться целей. Ведь родители сами не берут ответственности перед детьми и не учат их этому.

Попустительский стиль воспитания (индифферентный). В семьях с таким стилем воспитания отсутствует система правил. Порой родители откупаются от ребенка деньгами или сладостями, тем самым, формируя у него потребительское отношение к жизни. В этих семьях отсутствуют обязательства и контроль, что приводит к безнадзорности, замедлению формирования у ребенка социальных навыков. Это самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка стиль семейного воспитания. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Девиз воспитания: «Делай все что хочешь».

Последствия (результат воспитания). Дети вырастают зависимые, живут по принципу получения удовольствия, не умеют ставить цели, трудно переживают ограничения. В таких семьях растут неуверенные, тревожные, боязливые или наоборот очень агрессивные дети. Формально родители есть, но родительские функции защиты, поддержки, принятия и создания для ребенка безопасного и мягкого вхождения во взрослую жизнь, в такой семье не выполняются.

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности ребенка:

1 вариант – свободный, но безучастный:

  • самостоятельность 
  • неспособность к близости и привязанности;
  • безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
  • отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
  • мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

  • хамство и вседозволенность;
  • воровство, враньё, распущенность;
  • безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

  • Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
  • Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка. 
  • Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
  • Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
  • Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. 
  • Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

4. Гиперопекающие родители (гиперапекающий стиль воспитания)

При гиперопеке родители стремятся выполнять за ребенка большинство задач, относятся к нему как к «маленькому», контролируют каждый его шаг, игнорируют его взросление.

Особенности

В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. 
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.

В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

Последствия (результат воспитания). При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности ребенка:

1 вариант – «домашний деспот»: 

  • требовательность и нетерпимость к желаниям других;
  • избалованность и капризность, эгоизм;
  • манипулирование окружающими;
  • высокомерие и надменность;
  • своенравность.

2 вариант – зависимая личность:

  • безынициативность, беспомощность;
  • пасует перед трудностями;
  • зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
  • с трудом контактируют со сверстниками

Рекомендации

  • Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. 
  • Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
  • Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы.
  • Стимулируйте общение со сверстниками.
  • Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
  • Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. 

! Неэффективные стратегии воспитания, которыми считаются авторитарный, попустительский и гиперопекающий стили, являются дефектами воспитания, которые способствуют формированию асоциального или зависимого поведения, которое закладывается или успешно корректируется именно в дошкольном возрасте.

5. Методы психологической диагностики стиля воспитания (самодиагностика).

Для более точного определения вашего личного стиля воспитания можно использовать следующая методика «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

6. Интерактивная часть «Проигрывание стилей»

Пожалуйста, скажите в разном стиле взаимодействия фразу «Помой руки». 

Ведущий (или доброволец) предлагает произнести фразу, а участники отгадают стиль взаимодействия с ребенком.

Обсуждение вопроса: Давайте, посмотрим как тот или иной стиль влияет на ребенка и вас. Опишите ваши действия в предлагаемой ситуации.

Ситуация: ребенок не выполняет вашу просьбу о том, что необходимо мыть руки перед едой.

Авторитарный: «Почему не помыл руки? Сегодня не будешь смотреть мультфильмы».

Либеральный, (попустительский): «Ну не помыл, так не помыл. Что поделаешь…»

Демократический (авторитетный): «Ты забыл помыть руки? Ты считаешь это ненужным? Хорошо, можешь не мыть, но если заболит живот? Такое может случиться, если грязными руками трогать еду…»

Гиперопекающий: он ничего не скажет, он просто помоет ребенку руки, даже если ребенок уже в том возрасте, в котором может сделать это самостоятельно.

 Вопросы для обсуждения:

  • Какое ощущение у вас было, когда вы наблюдали за каждым стилем?
  • Как вы думаете, где какой стиль был?
  • К какому результату каждый из них привел?
  • Узнали ли вы себя в этих стилях? Почему вы так себя ведете с ребенком? В каких ситуациях?
  • Почему важно знать и диагностировать стиль воспитания?
  • Какое влияние каждый стиль воспитания имеет на формирование личности ребенка?
  • Какие стили воспитания признаны неэффективными?
  • Какой стиль воспитания требует более высокой компетенции и дополнительных знаний?

7. Подведение итогов, обратная связь

8. Раздатка «Рекомендации для родителей»

Преподает (тренирует)


Оформить заявку
Получить консультацию
При оплате учебного года - 30% скидка
Заказать обратный звонок
Задать вопрос