Каждому из нас приходилось наблюдать конфликтные ситуации во время детских игр, когда один из детей или несколько пытаются отстоять право на свою игрушку, толкаются, кричат, а иногда и устраивают настоящие «сражения». Ох, как не просто бывает успокоить маленького «забияку».
Для нас, взрослых, важно помнить, что у маленьких детей ещё нет никакого опыта общения. Они живут своими чувствами, эмоциями и желаниями (здесь и сейчас) и пока не в состоянии сознательно управлять своим поведением. Поэтому, оказавшись в конфликтной ситуации, малыши не раздумывают, а действуют по инерции, в соответствии со своим темпераментом: кто-то уступает и молча, отходит, кто-то плачет и бежит к родителю/воспитателю, а кто-то дерётся, толкается или кусается.
Конечно, лучше не доводить дело до конфликта, а попытаться вовремя отвлечь ребёнка, переключить внимание, занять чем-то другим. Но если спорная ситуация возникла – очень важно оказать малышу максимум поддержки и быть на стороне ребёнка, каким бы неправильным ни был его поступок. Это не значит, что Вы должны говорить ребёнку что-то типа того: «Правильно, не нужно давать никому свой паровозик!» или «Этот мальчик злой, он тебя стукнул, а ты хотел только взять его мяч!». Лучше выслушать ребёнка, принять его чувства, озвучить их, объяснить, что чувствует другой ребёнок, и показать, как можно исправить положение. В любой ситуации малыш должен знать, что он всегда хороший, несмотря ни на что, хотя его поступки иногда оставляют желать лучшего. Помните, как говорил Наф-Наф: «Дом поросёнка должен быть крепостью». Для Вашего ребёнка крепостью являетесь Вы – его родители.
Наша задача – помочь ребёнку научиться разрешать затруднительные ситуации так, чтобы он мог отстаивать свою правоту и в тоже время не ущемлять интересы других детей. Т.е. научить его общаться: как вместе играть, как разрешать спор, как договариваться друг с другом, как играть по очереди, как меняться игрушками, как просить, или предлагать что-то, как отказываться от совместной игры, как оказывать помощь.
Ваш малыш поступает так, по нескольким причинам: не умеет конструктивно общаться с детьми; экспериментирует подобным образом «а что будет, если….», привлекает к себе ваше внимание. При этом он следит за вашей реакцией. Если ваша реакция слишком бурная и всегда разная – он наверняка продолжит свои эксперименты. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные проделки малыша. Необходимо учить ребёнка контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.
Ваши действия:
Уделите максимум внимания пострадавшему ребёнку: «Тебе больно. Извини, пожалуйста … (имя вашего ребёнка). Он пока не знает, что толкаться нельзя!»
Обратитесь к своему ребёнку, сделайте ему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: «Толкаться нельзя! Мальчику/девочке неприятно (больно). Давай теперь вместе пожалеем,/погладим… (имя)».
Помогите детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу …? Тогда давайте вместе …»
В играх с игрушками проигрывайте и проговаривайте, что драться нельзя и учите ребёнка выражать свои желания словами: «отдай, пожалуйста», «это моё», а агрессивные эмоции переводите в сочувствие и понимание другого (малышу больно, давай его пожалеем, давай ему дадим игрушку) или безобидные действия (топаем ногами, громко кричим, бьем подушку, кидаем мячики и т.п.).
Важно ПОМНИТЬ!