1. Знакомство с родителями
2. Планирование встречи
3. Обсуждение вопроса:
Какие стили родительского стиля воспитания вы знаете?
4. Теоретическая часть
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для родителей система приемов и характер взаимодействия с детьми. Существуют несколько классификаций стилей семейного воспитания, мы рассмотрим одну из них, где в основе заложено два критерия.
Уровень эмоционального принятия ребенка родителями.
Уровень контроля со стороны родителей.
Сочетание этих критериев и дает в результате четыре стиля семейного воспитания:
1. «Семья - крепость» - ЗАПРЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ: авторитарный стиль,
2. «Семья - сад» - ЭФФЕКТИВНЫЕ РОДИТЕЛИ: демократичный (сотрудничество), авторитетный стиль.
3. «Семья – третий лишний» - ЧРЕЗМЕРНО РАЗРЕШАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ: попустительский, либеральный стиль.
4. «Семья - санаторий» - ГИПЕРОПЕКАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ: гиперопекающий стиль
Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.
Особенности
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права.
При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
При таком отношении общение ребенка с родителями строится по принципу «начальник – подчиненный». В семье присутствует разного рода насилие над ребенком.
Девиз воспитания: «Сделай так, потому что я так тебе говорю», «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
Последствия (результат воспитания). Дети обычно послушны и сдержаны. Проявляют склонность к эмоциональной негибкости, замкнутости, тревожности, у них отсутствует любознательность, есть вероятность развития различных зависимостей.
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
2 вариант – развитие деспотической личности:
Рекомендации
Дополнительно для подростков:
2. Эффективные родители (авторитетный, демократический стиль)
придерживаются твердых и последовательных форм воспитания в сочетании с любовью и принятием. Такие родители сопоставляют свои собственные права с правами своих детей. Они контролируют поведение детей, но в заботливой, чуткой и невластной манере. Они поощряют детей поступать ответственно, обдуманно и принимать самостоятельные решения.
Авторитетный стиль воспитания. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. Используя авторитетный стиль семейного воспитания, родители признают ребенка как автономную личность, используют демократический стиль общения и готовы к изменениям системы требований при увеличении компетентности ребенка. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и вербальная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.
Девиз воспитания: «Сделай это по следующей причине».
Особенности
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.
Основные характеристики этого стиля:
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
Последствия (результат воспитания). При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка.
Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
Рекомендации
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
Особенности
Либеральный стиль воспитания. А вот при либеральном стиле семейного воспитания контроль практически отсутствует. Родители ребенка любят, эмоционально тепло его принимают, но считают, что ребенок сам до всего дойдет и ставить какие-то рамки и устанавливать правила взаимодействия нет необходимости. Ребенку все позволяют и все прощают. Он же ребенок! И, несмотря на полную свободу и собственный опыт дети не учатся брать на себя ответственность, ставить и добиваться целей. Ведь родители сами не берут ответственности перед детьми и не учат их этому.
Попустительский стиль воспитания (индифферентный). В семьях с таким стилем воспитания отсутствует система правил. Порой родители откупаются от ребенка деньгами или сладостями, тем самым, формируя у него потребительское отношение к жизни. В этих семьях отсутствуют обязательства и контроль, что приводит к безнадзорности, замедлению формирования у ребенка социальных навыков. Это самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка стиль семейного воспитания. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Девиз воспитания: «Делай все что хочешь».
Последствия (результат воспитания). Дети вырастают зависимые, живут по принципу получения удовольствия, не умеют ставить цели, трудно переживают ограничения. В таких семьях растут неуверенные, тревожные, боязливые или наоборот очень агрессивные дети. Формально родители есть, но родительские функции защиты, поддержки, принятия и создания для ребенка безопасного и мягкого вхождения во взрослую жизнь, в такой семье не выполняются.
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности ребенка:
1 вариант – свободный, но безучастный:
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
Рекомендации
Особенности
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.
В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.
Последствия (результат воспитания). При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности ребенка:
1 вариант – «домашний деспот»:
2 вариант – зависимая личность:
Рекомендации
Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.
! Неэффективные стратегии воспитания, которыми считаются авторитарный, попустительский и гиперопекающий стили, являются дефектами воспитания, которые способствуют формированию асоциального или зависимого поведения, которое закладывается или успешно корректируется именно в дошкольном возрасте.
5. Методы психологической диагностики стиля воспитания (самодиагностика).
Для более точного определения вашего личного стиля воспитания можно использовать следующая методика «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
6. Интерактивная часть «Проигрывание стилей»
Пожалуйста, скажите в разном стиле взаимодействия фразу «Помой руки».
Ведущий (или доброволец) предлагает произнести фразу, а участники отгадают стиль взаимодействия с ребенком.
Обсуждение вопроса: Давайте, посмотрим как тот или иной стиль влияет на ребенка и вас. Опишите ваши действия в предлагаемой ситуации.
Ситуация: ребенок не выполняет вашу просьбу о том, что необходимо мыть руки перед едой.
Авторитарный: «Почему не помыл руки? Сегодня не будешь смотреть мультфильмы».
Либеральный, (попустительский): «Ну не помыл, так не помыл. Что поделаешь…»
Демократический (авторитетный): «Ты забыл помыть руки? Ты считаешь это ненужным? Хорошо, можешь не мыть, но если заболит живот? Такое может случиться, если грязными руками трогать еду…»
Гиперопекающий: он ничего не скажет, он просто помоет ребенку руки, даже если ребенок уже в том возрасте, в котором может сделать это самостоятельно.
Вопросы для обсуждения:
7. Подведение итогов, обратная связь
8. Раздатка «Рекомендации для родителей»